Повсеместное распространение Интернета кардинально изменило сформировавшийся рынок труда. Сегодня организации уже не ограничены в выборе сотрудников узкими географическими рамками, как это было еще несколько лет назад. Современные технологии позволяют привлечь удаленных работников. Таким образом, предприниматель может выбрать грамотного специалиста и при этом еще сэкономить. Статистика показывает, что пользователи все чаще прибегают к удаленной работе. Так, общий доход фрилансеров за прошедший год составил внушительную сумму в 1,6 миллиарда долларов. Причем далеко не все люди считают нужным декларировать полученную прибыль. Но если речь идет о масштабных проектах, для реализации которых требуется значительное количество времени и множество сотрудников, то оптимально подойдет краудсорсинг. Объясняя, что это простыми словами, нужно упомянуть, что сам термин происходит от английского, где crowd — масса людей, а soursing — применение ресурсов. Этот механизм очень популярен в развитых странах. Особенно широко его используют в творческой сфере, например, для разработки дизайна или создания рекламы. Фирма Muji специализируется на изготовлении предметов интерьера из необычных материалов. Основную массу идей она получает посредством краудсорсинга. На сайте организации есть вкладка IdeaPark, через которую каждый желающий может подать руководству компании свой проект. Самые оригинальные предложения обрабатываются сотрудниками отдела дизайна. Кроме того, в этом разделе можно ознакомиться с новинками компании Muji и высказать идею относительно их улучшения. Фармацевтическая фирма EliLilly выступила в роли создателя веб-ресурса Innocentive. На нем компания размещает химические и биологические проекты, которые не смогла реализовать самостоятельно. Ученые с разных уголков Земли предлагают свои варианты решения проблемы. С автором самой удачной идеи оформляется договор о сотрудничестве. На данный момент научное сообщество состоит из нескольких тысяч человек. А платформой, помимо ее создателя, активно пользуются и другие компании, среди них такие гиганты, как BASF и P&G. Относительно недавно ABBYY запустила компанию, в рамках которой выполняется перевод с английского на русский материалов популярного образовательного проекта под названием Coursera. Более пяти тысяч человек сотрудничают со специально созданной облачной платформой. Причем участие в проекте принимают не только профессиональные филологи, но также обычные люди, хорошо владеющие соответствующими языками. Аналогичную идею реализовал популярный мессенджерWhatsApp. Используя краудсорсинг, он привлекает волонтеров со всего мира, которые помогают с переводами данных о работе приложения на разные языки. Пользователю, который владеет соответствующими знаниями, нужно пройти регистрацию на сайте и он сможет с сотнями коллег принять участие в переводе. Российский бизнес только присматривается к краудсорсингу, но пока не решается привлекать массы к решению определенных задач, к примеру, разработке дизайна или поиске научного решения. Вместе с тем, предприниматели активно используют данный механизм для налаживания диалога с потребителями, а также изучения потребностей аудитории. Первопроходцем в сфере краудсорсинга стал Сбербанк. Несколько лет назад был запущен проект, призванный ликвидировать очереди в финансовом учреждении. Также банк запустил инициативу под названием «Корпоративная социальная ответственность». Участников проекта просили обозначить общественные проблемы, к решению которых могла подключиться кредитная организация. Участие в проектах приняли несколько тысяч человек, что можно считать значительным достижением. Пример Сбербанка вдохновил другие организации, которые также взяли на вооружение краудсорсинг. Так, сетевая компания «Азбука вкуса» призвала клиентов принять участие в создании идеального магазина. При этом пять авторов, озвучивших лучшие идеи, должны влиться в ее команду. На протяжении нескольких месяцев пользователи рассказывали о преимуществах и недостатках торговых точек, а также о продуктах, которые хотели бы увидеть в идеальном магазине. С краудсорсингом в России успели поработать исключительно крупные организации, которые благодаря популярности бренда сумели привлечь внимание большого количества пользователей. Тогда как малому и среднему бизнесу это пока не под силу. В то же время отечественные предприниматели привнесли «изюминку» в традиционный краудсорсинг. Компания Bringo пошла на определенный риск и использовала данный механизм не как маркетинговый инструмент, а как основу для построения бизнеса. Так, любой человек может получить дополнительный доход за счет доставки документов и небольших посылок. При этом ему не придется устраиваться на должность курьера. Краудсорсинг — привлечения масс для решения творческих бизнес-задач, становится все популярнее. На Западе уже многие компании оценили этот удобный и, что немаловажно, весьма бюджетный способ разработки интересных идей. Российские предприниматели только начали осваивать данный механизм. В любом случае, перед принятием решения стоит оценить его достоинства и недостатки. В чем положительные стороны краудсорсинга? Этот сравнительно новый подход к развитию бизнеса обладает многочисленными достоинствами: • Дает возможность существенно уменьшить затраты компании для решения разнообразных задач. Как показывает статистика, предпринимателю выгоднее один раз заплатить нескольким специалистам за выполнения определенной работы, не связанной с основным профилем деятельности, чем брать в штат сотрудника на постоянной основе. Реализация краудсорсинг-проекта не требует значительных инвестиций. Как правило, продвижение происходит в рамках уже существующего сайта или через социальные сети. Большинство волонтеров работают бесплатно. В данном случае в роли вознаграждения для них выступает возможность реализации собственной идеи или участие в работе известной организации. • Благодаря краудсорсингу к реализации проекта привлекаются талантливые люди с самых разных уголков планеты. При этом за компанией всегда остается право выбрать лучших из лучших для разработки проекта. • Этот механизм все чаще используется в качестве маркетингового инструмента для налаживания контакта с пользовательской аудиторией. С помощью краудсорсинга компании удается вызвать у потребителей интерес к своей деятельности, а также превратить случайных посетителей в преданных клиентов. Также данный способ является незаменимым для получения обратной связи из первых рук насчет улучшения предлагаемых продуктов. • Любая, даже самая сложная задача решается в максимально сжатые сроки, поскольку этим вопросом одновременно занимается большое количество людей. Негативные стороны краудсорсинга Но не стоит идеализировать механизм краудсорсинга, ведь он, как и любой маркетинговый инструмент, обладает определенными недостатками. Прежде всего, организаторы проекта не могут заранее предугадать его результат. Вполне возможно, что такой механизм поможет аккумулировать десятки интересных идей. Но также не исключен сценарий, согласно которому среди массы предложений не найдется ни одной дельной мысли. Нельзя отрицать существование этого риска. Тем не менее, у краудсорсинга имеется значительный потенциал. И представители бизнеса прекрасно осознают это, ведь уже доказано, что решение непрофильных задач гораздо эффективнее поручать сторонним специалистам. Современные технологии расширяют возможности подобного механизма практически до бесконечности. В каких случаях целесообразно применять краудсорсинг? Существуют определенные предпосылки для использования краудсорсинга. Данный механизм незаменим в следующих случаях: • Если бизнес нуждается в притоке свежих идей. • Необходимо наладить диалог с аудиторией. • Возникла проблема, эффективное решение которой требует нестандартного подхода. • Предстоит работа с большим количеством информации. • Организация краудсорсинга обойдется на порядок дешевле, чем привлечение соответствующего специалиста. • Проект не ограничен узкими географическими рамками.