Для грамотного составления бизнес-плана нужно знать, какие разделы бизнес-плана необходимы и особенности их заполнения. Всего в бизнес-плане должно быть 12 разделов: Разделы бизнес-плана Титульный лист, в котором прописана юридическая информация о предприятии, название бизнес-плана и краткий обзор, дата составления и информация о составителе. Резюме – краткое описание сути бизнес-плана с указанием собственных и привлекаемых средств. В резюме также указываются сроки окупаемости предприятия. По сути, это краткий опус о предприятии, призванный завлечь инвестора. Информация о предприятии. В этом разделе нужно указать юридические, организационно-правовые данные и информацию по учредителям. Также в разделе прописываются основные виды деятельности предприятия, ставятся цели, описывается положение на финансовом рынке. Если это не вновь созданное предприятие, то история предприятия и его успехи указываются также в этом разделе. Подробное описание выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Здесь указываются необходимые для работы предприятия патенты и лицензии, целевая аудитория и отличительные черты продукции или услуг. Маркетинговый анализ. В этом разделе необходимо указать юридические реквизиты конкурентов, их ценовую политику и свойства выпускаемой ими продукции или предоставляемых услуг. Стратегия. Прописываются рекламная, маркетинговая и ценовая политики. Производственный раздел. В нем подробно описывается необходимое оборудование, с приложением его схем и цен на него, рассчитываются затраты на производство, указываются поставщики и подрядчики. План по персоналу содержит полную информацию о работниках: зарплата, квалификация, поощрения, повышение квалификации. Управленческий аппарат - количество необходимых управленцев, их квалификация, расходы на содержание, схема структуры управления. Если бизнес-план пишется для вновь создаваемого предприятия или при реорганизации, то в этом же разделе указываются форма собственности, информация по партнерам и их долям в уставном фонде. Финансовый раздел. В этом разделе указываются необходимые для деятельности предприятия инвестиции, предполагаемый срок окупаемости и делается прогноз по финансовой деятельности предприятия. «Анализ рисков» - рассматриваются все возможные риски, связанные с деятельностью предприятия и способы их предотвращения. «Приложение» - представляются все документы, на основании которых был выполнен бизнес-план.