Начинать новое дело на пустом месте, во время кризиса, когда инвесторы особенно осторожны - дело, на которое решится не каждый. С другой стороны договор франчайзинга предполагает определенную поддержку, особенно в первое время. Обучение сотрудников, материалы маркетинговых исследований и незначительные расходы на рекламу. Да и средства на франшизу найти гораздо легче, нежели на никому неизвестную компанию. В итоге мы имеем довольно привлекательную стратегию на первые 3-5 лет. А в чем выгода для франчайзера? Расширять бизнес в смутные времена, тоже дело рискованное. Можно вложить время и деньги, а в итоге потерять все, что имеешь. Окупаемость падает, все стремятся снижать расходы, но оставаться на прежнем уровне это не выход, можно проиграть более рисковым конкурентам. Таким образом, и для франчайзера это довольно привлекательная возможность расширить сферу влияния при гораздо меньших затратах. Не стоит забывать, что франчайзинг - это вполне определенный будущий доход. На первый взгляд все выглядит вполне приемлемо, «встретились два одиночества», но наверняка есть и отрицательные стороны подобного сотрудничества. Стоит о них подумать заранее. Итак, неприятности для основателя: - потребитель составляет свое мнение о бренде в целом, а не о каждом отдельном звене. Так что если один франчайзи допустит серьезную ошибку, шишки посыпятся на всех и в первую очередь на отца-основателя; - контроль за франчайзи. По сути каждый отдельно взятый франчайзи – это самостоятельный предприниматель. Со своим стилем работы, финансовыми потоками и так далее. Для того чтобы сохранить целостность концепции требуется непрестанное наблюдение за всеми франчайзи. Для этого зачастую приходиться формировать отдельное структурное подразделение, которое будет заниматься плановыми и выборочными проверками; - угроза коммерческой тайне. Чем больше участников франшизы, тем труднее сохранить коммерческую тайну. Помимо не дремлющих конкурентов всегда есть риск, что после окончания контракта, отправившийся на вольные хлеба бывший франчайзи, воспользуется известной ему технологией или бизнес-концепцией. Для покупателя, тоже все не так сладко. Во-первых, он должен строго следовать определенным требованиям франчайзера, относительно стратегии развития, ассортимента, требований к сотрудникам и так далее. Ни о какой полной свободе речь не идет. Во вторых, бесплатный сыр только в мышеловке. Финансы на развитие производства и внедрение технологий придется искать самостоятельно. Хотя это обойдется дешевле, чем начинать с нуля. В-третьих, существует конкуренция внутри франшизы. Ведь многие могут пожелать воспользоваться удобной схемой работы. И соревнование между отдельными франчайзи только на руку основателю, поскольку это повышает качество услуги или продукции. В четвертых, если вы вдруг решили выйти из дела до истечения срока контракта, то это грозит неустойкой, а подобные договоры всегда заключаются на длительный срок. В пятых и последних, ваш успех во многом зависит от успеха компании-основателя и ее положения на рынке. Следовательно, если у них начнутся финансовые проблемы, то и вам не поздоровится. Первое правило любого бизнесмена, нужно хорошенько рассмотреть не только положительные аспекты, сулящие выгоду, но и взвесить варианты возможных потерь.