Франчайзинг как вид предпринимательства, особенности, преимущества и недостатки

Тема в разделе "Франчайзинг", создана пользователем freeman, 14 ноя 2014.

  1. freeman

    freeman Новичок

    Регистрация:
    24 окт 2013
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Баллы:
    0
    Сегодня во всем мире развивается такой вид партнерских отношений и делового сотрудничества, который называется франчайзинг. Дословно этот термин переводится как "льготное предпринимательство". При данной форме деловых отношений имеющая известность на мировом рынке компания продает права на свое имя и раскрывает свою технологию производства и продажи товаров и услуг желающим работать с ней независимым предприятиям. Головная фирма будет называться франчайзер, а те предприятия и компании, которые станут от нее работать по франчайзингу, обретут статус франчайзи. Суть подобного предпринимательства условно сводится к тому, что довольно известная потребителям, крупная, авторитетная компания вступает в договорные отношения с более мелкими отдельными предприятиями и передает им исключительные права, позволяющие производить и продавать товары и оказывать услуги под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет свой товарный знак. В качестве франчайзи может выступать и отдельный человек, желающий купить у франчайзера права на товарный знак, описание технологии производства какого-либо товара или получить помощь при создании своего дела. За это франчайзеру он платит определенную сумму. Такая форма делового сотрудничества очень удобна только что возникшим малым предприятиям. Ведь работать под товарным знаком успешной фирмы, которая успела завоевать репутацию и авторитет, гораздо легче, нежели с нуля нарабатывать клиентскую базу.

    В частности, получается большая экономия на рекламе. Как правило, головная компания заинтересована в том, чтобы заключить договоры с как можно большим количеством малых предприятий. Чем их больше окажется в рамках франчайзинга, тем более разветвленной получится торговая сеть. Отношения франчайзинга обязательно подкрепляются договором. Согласно ему, все франчайзи обязаны неукоснительно соблюдать правила производства и торговли до самых мелочей вплоть до требований к униформе. Однако и у франчайзера имеются обязательства по поставке соответствующего оборудования, передаче технологии. Бухгалтерский учет ведет головная фирма. Она же занимается обучением персонала. Франчайзи следуют определенным стандартам обслуживания, соблюдают установленную деловую репутацию и используют фирменный дизайн, разработанный франчайзером. Франчайзер может продать франчайзи и полный франчайзинговый пакет. Такая бизнес-система будет называться франшизой. Отношения в рамках франчайзинга очень выгодны для обеих сторон. Головная компания заинтересована в расширении своей сети. А франчайзи легче под ее торговым знаком достичь максимума в продажах, экономя на разных сторонах бизнеса. Франчайзер в основном заботится о том, чтобы успешно конкурировать с другими "акулами" бизнеса. Франчайзи со своей стороны обязаны принимать участие во всех рекламных и иных, направленных на привлечение потребителей акциях. Франчайзер в этом отношении будет их всячески поддерживать.

    Поэтому франчайзи могут направить основное внимание на осуществление ежедневных операций. Головная компания дает лицензию фирмам-партнерам на право самостоятельного осуществления хозяйственной деятельности. Однако делать это они должны обязательно под маркой франчайзера, перенимая его опыт и технологии. Кроме товарного знака, технологий, рекламных проектов франчайзер может давать франчайзи и определенные финансовые ресурсы, например, кредиты, производственное оборудование. Также головная компания берет на себя обязанности, связанные с подготовкой персонала, повышением уровня его квалификации и т.д. Таким образом, франчайзинг представляет собой такой вариант реализации товаров и услуг, при котором завоевание и развитие рынка будет происходить путем кооперации финансов крупного и малого бизнеса. Принято выделять франчайзинг товаров и франчайзинг услуг как самостоятельные предпринимательские направления. Франчайзинг товаров основан на создании обширной сети сбыта. Головная компания при этом будет обеспечивать сбытовые фирмы инструментами, оборудованием, запасными частями, а также финансировать рекламу. В нашей стране широко распространен франчайзинг услуг, при котором головной фирмой является иностранная компания. Она создает на территории нашей страны свои отдельные центры, через которые затем осуществляет контроль над деятельностью франчайзи.

    Не стоит думать, что иностранцы таким образом хотят использовать наши отечественные ресурсы. Наоборот, развитие франшизы обеспечивает приток инвестиций в нашу страну. Франшиза всегда положительно отражается на развитии экономики. Ведь эффект от нее будет почти тройным. Франчайзер дает прочный фундамент для успешной работы под своим товарным знаком. Франчайзи, в свою очередь, используют проверенные в техническом и экономическом плане методы. А покупатели обретают более свободный доступ к услугам и товарам с гарантированным качеством. Но есть у франчайзинга и свои недостатки. Так, головная фирма во многом сдерживает самостоятельность "подопечных" компаний. Ведь договор разрабатывает тот, кто продает франшизу. Естественно, он будет стремиться отразить в нем выгодные, прежде всего, для себя условия. Франчайзер формирует свои доходы из следующих источников. Франчайзи платят ему вступительные взносы. Также он получает фиксированный процент от прибыли франчайзи. Они платят франчайзеру еще и фиксированный платеж за то, что находятся под его "покровительством". Если участники франчайзинга берут кредит, то процент за него также будет выплачиваться франчайзеру. Кроме того, никто не запрещает франчайзеру иметь и свои собственные торговые предприятия, магазины и центры реализации услуг.